23:39 

"Солнечный удар" - Бунин vs Михалков

Крошечный рассказ Бунина "Солнечный удар" представляет собой типичное бунинское повествование. Вариация на тему "проституткам платят не за секс, а за право больше их не видеть".
Дореволюционная Россия. Вечер. Пароход идет по Волге. Двое знакомых всего три часа попутчика - поручик и дама - решают сойти на ближайшей станции, чтобы вместе провести ночь (мне вот интересно, при царском режиме секс в каютах был принципиально невозможен?). Ночь прошла хорошо - "никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой", но наступило утро, а утром поручик услышал в очень-очень вежливой форме, что, мол, дальше им совсем не по дороге до такой степени, что она сейчас сядет на утренний пароход, а его просит остаться здесь и сесть на вечерний пароход ("Нет, нет, милый, — сказала она в ответ на его просьбу ехать дальше вместе, — нет, вы должны остаться до следующего парохода. Если поедем вместе, все будет испорчено. Мне это будет очень неприятно"). Какие-то дальнейшие пересечения тоже исключаются ("Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло... Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара..."). Вот герой и остается на целых день в незнакомом скучном городке, где ему просто нечего делать и не на что отвлечься, переживать удар - по самолюбию. И вроде всё как надо, даже наилучшим образом - у дамы есть муж и ребенок, никак он в ее жизнь не вписывается, еще живы и чувствуются в теле приятные ночные впечатления, ничего другого это знакомство не предполагало, а всё равно обидно.
Допустим, женщина на диете всё время, а тут решила попробовать конфету. Конфета понравилась, но от диеты ей пользы много, а от конфет вообще никакой, один вред. Поэтому она одну съела, а дальше хочет убирать от себя коробку на недосягаемое расстояние. Если она вдруг надумает еще когда-нибудь нарушить свою диету, то во-первых, когда это еще будет, во-вторых, конфета будет другого сорта. Всё хорошо, но конфетная бумажка обиделась.
Вот такая, значит, проблема человеческого взаимодействия.

От этого бунинского рассказа в фильме не осталось ничего. В фильме появилось столько подробностей, что изначальный сюжет совсем не просматривается, а получилось нечто совершенно другое и получилось, откровенно говоря, плохо. Главным образом плохо потому, что для понимания, что же делают герои и почему так, а не иначе, требуется ставить сюжет на какие-то собственноручно придуманные "костыли". И плохо, что название осталось бунинское, а больше ничего от Бунина не осталось. Хотелось бы, чтобы режиссер названием намекнул, в чем идея его фильма.

Тот самый поручик в 1920 году, сдавшийся вместе с другими белыми в плен, глядя на происходящее, задается вопросом "как всё это началось" и "почему это случилось". И почему-то (один из провисов сюжета) ему вспоминается, как еще в мирное время, плывя на пароходе, он встретил там даму, которая ему понравилась. Но ситуация выглядит отличной от бунинской. У Бунина нет никаких особых подробностей. В схематичности как раз и показана мимолетность этой встречи, и она определяет всё дальнейшее, что происходит с героями. У Михалкова полно подробностей: еще одна попутчица с детьми, летающий шарфик, неудавшийся фокус с часами, ошибочное схождение поручика с парохода (т.к. подумал, что и понравившаяся дама сошла), возврат на пароход с помощью дамы, выпивон с фокусником. Еще постоянно зрителю показывают поющую невесту поручика: то фото, которое он с собой возит и на которое время от времени смотрит, то воспоминания, как она поет, то разные откровения фокуснику.... Но вот наконец поручик просит даму сойти с ней на станции в каком-то машинном отделении парохода под грохот работающих двигателей (всё довольно истерично в отличие от Бунина, где всё спокойно и без надрывов желанно обоим).
Дальше еще хуже - сама эротическая сцена. В отличие от оригинала, не верится, что с героями произошло что-то хорошее. Наоборот, пережитое ими вызывает сочувствие. Как можно было так криво снять - для меня осталось загадкой.
Опять же с утра дама ничего словами не сказала, а оставила записку. Еще и со словами "самое ужасное". У Бунина такого нагнетания нет.
Далее, когда показан день, то внимание на себя забирает Егорий (ничего подобного у Бунина, естественно, нет - потому как никаких событий после этого дня в рассказе нет). Оно-то понятно, в свете дальнейшего, но только вот вместе со всякими прыжками в воду и остановками возле музыкальной школы, я могу только предположить, что поручик очень не хотел жениться (костыль №1). Но где же тут ответы на изначальные вопросы, с которыми это вспоминалось: "как всё это началось" и "почему это случилось"? Что-то я не верю совершенно, что после участия в гражданской войне у кого-то могла возникнуть мысль, что началось всё со случайного знакомства, а случилось из-за теории Дарвина. Тут никакого костыля изобрести не могу. Правда, там еще промелькнула фраза "где всё это". Тут получше - допустим, поручик (который в 1920 году) вспоминает, каким он в 1907 году чувствовал себя несчастным, совсем даже не подозревая, насколько несравнимо более серьезные несчастья у него еще впереди. Этакий костыль №2. На него даже можно опереть "самое ужасное" - опять же, не за горами события поужаснее отсутствия совместного секса.
Часть с утоплением пленных хороша была бы, если бы не пафос - "какую страну мы потеряли". Опять же я не думаю, что тогдашние люди, активно участвовавшие в войне против советской власти, не понимали: потому и потеряли, что страна уже была никакая. Не верю, одним словом.

В общем, Михалков снял гораздо больше, чем Бунин написал, но получилось хуже, потому что у Бунина цельное произведение (не шедевр, конечно, но всё же), а у Михалкова провисы.
Из чисто технических недостатков хотела бы еще отметить совершенно ненужную затянутость. Слишком медленно. Слишком много одного и того же.

Землячка понравилась. Ради нее фильм стоило посмотреть, пожалуй.

@темы: книга, фильм

URL
Комментарии
2014-12-20 в 15:59 

Землячка кошерная, да.

Прохожий, не печалься над моей судьбой:
Ты был бы мертвый, был бы я был живой.

     

Счастье есть!

главная